КАК ВЕСТИ СЕБЯ С БОЛЬНЫМ ДЕМЕНЦИЕЙ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С БОЛЬНЫМ ДЕМЕНЦИЕЙ:

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

 

Старение – это естественный процесс, который связан с угнетением многих функций и систем организма. Мыслительная деятельность также подвергается негативным изменениям. Нередко это приводит к возникновению сенильной деменции.

Деменция (старческое слабоумие) – это психическое заболевание, первые симптомы которого могут появиться уже после 55-60 лет. Оно характеризуется нарушениями мышления, мелкой моторики, речи, памяти.

Деменция меняет человека до неузнаваемости. Жить с таким родственником нужно учиться заново.

К начальным симптомам деменции относятся:

- расстройства памяти на текущие события или моменты из ближайшего прошлого. Человек не помнит, обедал ли сегодня, забывает, что включил утюг или плиту в соседней комнате. Нервная система отказывается запоминать новые факты, однако информацию из далекого прошлого человек помнит очень хорошо.

- заострение ярких черт характера. Экономичность превращается в жадность, недоверчивость к людям сменяется на резкую подозрительность, обвинения в слежке, воровстве. Пожилой человек перекладывает продукты, деньги и забывает об этом, а потом винит родственников в краже.

- ребячество, капризы, ежеминутная смена настроения – человек причитает и горько плачет по незначительному поводу, а через минуту уже улыбается и смеется.

- небрежнсть, опрятность, безразличие к внешнему виду и личной гигиене.

- несвойственные ранее черты характера: эгоизм, брезгливость, навязчивые идеи, страхи, раздражительность, упрямство.

На поздней стадии болезни человек начинает жить воспоминаниями, «переносится» в события прошлого. Он воспринимает себя молодым, не узнает отражение в зеркале, отправляет давно выросших детей в школу, а то и вообще принимает их за родителей.

Следует понимать, что человек с деменцией не хочет никого обидеть или разозлить, его поведение – это проявление болезни.

Такой диагноз – серьезное испытание для близких, которые часто не сразу понимают, что происходит с их когда-то сильным, активным и мудрым родственником. Эта болезнь сильно ограничивает социальную активность человека.

Рекомендации для родственников

 

Основные правила, которых следует придерживаться в общении:

  1. Старайтесь говорить медленно, не меняя резко тон голоса. Страдающий от старческого слабоумия очень чувствителен к интонации, так как не помнит значение многих слов. Любое повышение голоса может спровоцировать плач, истерику.
  2. Проявляйте инициативу в общении. По мере усугубления болезни, больному родственнику будет сложно первому начать разговор. Он может забыть, как вас зовут или не знать, как начать беседу.
  3. Задавайте простые односложные вопросы. Помогите вашему родственнику, заранее сформулируйте вопрос так, чтобы он мог ответить: да, не знаю, нет.
  4. Не раздражайтесь, если он вас не понимает. Это лишь приведет к тому, что больной перестанет с вами общаться. Постройте фразу иначе, используя другие слова.
  5. Говорите на близкие ему темы. Чтобы успокоить его, начните задавать вопросы о прошлом, его молодости. Он лучше помнит это время, чем настоящее. Не задавайте вопросы о недавних впечатлениях. Их нет.

Занятия и упражнения, которые можно делать вместе с родственником, больным деменцией:

1) Важно вовлекать больного в посильную деятельность, создавая и поддерживая ощущение нужности и важности его деятельности. Например, можно попросить перебрать фасоль (двух цветов – красную и белую), взбить яйца с сахаром, разложить ложки и вилки, вытереть пыль или посчитать количество гвоздей в коробке. Пусть вам это не нужно или вы сделаете все сами намного быстрее – но это нужно для самого человека и поддержания его ощущения самоценности.

2) Старайтесь почаще общаться с пожилым человеком, вовлекать его в диалог, просить рассказать что-то (о прошлом, о молодости - как правило, память об этом сохраняется дольше и лучше, чем о недавних или текущих событиях). Очень важно, чтобы пациент не был выключен из общения.

3) Рассматривайте вместе фотографии, прося назвать изображенных там родственников и рассказать про них что-то. Это активизирует память, позитивные эмоции, ощущение общности и семейных связей.

4) Предложите вместе порисовать (подойдет что угодно – карандаши, фломастеры, пальчиковые краски). Хорошо, если есть внуки, которые могут попросить помочь дедушке или бабушке с рисованием или раскрашиванием картинок.

5) Можно вместе играть в лото, домино, простые карточные игры (желательно дать пациенту выиграть).

6) Лучше вместе с внуками, если они есть: предложить поочередно называть всех животных (диких и домашних), которых помнят участники. Можно помогать, задавая наводящие вопросы: «Кто дает молоко?», «А еще кто?». После животных можно называть все овощи, фрукты, ягоды, профессии, предметы в комнате, предметы одежды, мебель, деревья, птиц, предметы на букву «А» (и далее по алфавиту), женские/мужские имена на букву «А» и дальше и т.д. Данное упражнение направлено не только на активацию речи, но еще и памяти, мышления.

7) Играть в слова, когда последняя буква названного слова является началом для следующего. Играть в города. Все эти занятия активируют сразу несколько психических процессов, обеспечивают пациенту достаточный уровень активации и вовлекают в социальную ситуацию общения, что очень важно.

8) Можно просить больного почитать вслух (стихи, небольшие рассказы на интересные для больного темы), или самим читать ему. Потом можно обсудить прочитанное.

9) Хорошо вместе слушать музыку, которая нравится. Или вместе петь песни (кстати, одновременно осуществляется тренировка памяти).

10) Стоит попытаться вместе делать легкую зарядку, включая туда доступные для больного человека упражнения (осторожные повороты головы, поднимание рук, сжатие рук в кулаки и их разжимание, поглаживание себя по плечам, поочередное поднимание ног в положении сидя и т.д.). Если это сложно, можно делать легкие ритмичные движения под музыку – с учетом физического состояния пожилого.

 

Берегите себя и своих близких!